www.s-migitsko.ru

Сергей Мигицко: «Рязанов любил, когда артист фантазирует».

8 января – 40 дней со дня смерти уникального российского кинорежиссёра, сценариста, поэта, драматурга, педагога, народного артиста СССР Эльдара Александровича Рязанова. Сам себя он частенько называл «Андерсеном от кино». В 2006 году он снял фильм о великом сказочнике «Андерсен. Жизнь без любви». Главную роль – Ханса Кристиана Андерсена в зрелом возрасте – сыграл Сергей Мигицко, петербуржец, народный артист России, ведущий актер Театра имени Ленсовета.

Мы встретились на торжестве у нашего общего товарища, – вспоминает Сергей Мигицко. – Эльдар Александрович сказал мне, что приступает к работе над картиной «Андерсен». «Роль Андерсена, к сожалению, предложить вам не могу, поскольку у меня уже есть видение этого образа, но имеется небольшая, зато яркая роль…» Очень быстро прислали сценарий, он мне понравился: грамотно, мудро, толково, мастерски написан в две руки – Ираклием Квирикадзе и Эльдаром Рязановым. В сценарий невозможно было не влюбиться.

Когда я приехал фотографироваться в гриме моего персонажа – Мельхиора, еврея, одного из друзей Андерсена, пострадавшего во время погромов, – вдруг увидели, что Мигицко похож на изображение великого сказочника на портретах, гравюрах. И тут уже началась новая страница в моей жизни: примерки, наброски, гримы, бесконечные пробы. К началу фильма я прошел огонь, воду и медные трубы. Эльдар Александрович хотел быть абсолютно уверенным в безукоризненном выборе артистов. Пробы у него такие подробные! Я на них ездил из Петербурга уже как на съемки. «Сегодня пробуем сцену такую-то…»

А потом Эльдар Александрович мастерски разыграл меня. Когда он уже утвердил меня на Андерсена, и все ждали начала съемок, кто-то позвонил мне (а это был он, хитро изменив голос!), представился каким-то режиссером и стал приглашать сняться в какой-то картине – тоже на «Мосфильме» и в это же время, начал сулить баснословные гонорары, объяснять, что только со мной возможен этот фильм.

– К большому сожалению, не могу, – сказал я, – поскольку дал согласие Эльдару Рязанову.

– Да бросьте! Разве это режиссер? Снимитесь у меня, – услышал я в ответ.

И я «повелся», стал объяснять, что да почему… Очень грамотно он меня разыграл. Я кричал от злости и восторга, что не узнал его. А было это накануне первого апреля.

Первую половину фильма снимали в Петербурге. Мы должны были поехать в Данию, но, видимо, просчитав «дебет с кредитом», продюсер пришел в ужас. Дания – страна дорогая, нас – огромное количество. Поэтому решили снимать Копенгаген в Петербурге. Здесь нас пустили везде: в Юсуповский дворец, Инженерный замок, Екатерининский дворец в Пушкине, снимали в Кронштадте, Гатчине. Не думаю, что в датских музеях нас встречали бы с плакатами «Добро пожаловать!»

Когда Эльдар Александрович прибыл в Петербург, то вызвал меня на разговор, и мы встретились в кафе, как Штирлиц с Мюллером. Он взял мое театральное расписание, свое киношное и быстро-быстро (я еще не видел, чтобы кто-то так быстро писал!) составил мне график на месяц. Этот интересный документ лежит у меня дома, его можно публиковать за гонорар! Там все расписано до минут: когда Мигицко спит, встает, завтракает, снимается в кино, репетирует в театре, играет спектакль, репетирует танец с Васильевым в Вагановском училище…

Рязанов поставил задачу – обучить нас танцу – не кому-то, а самому Владимиру Васильеву!

Высший класс. Рязанова окружали профессионалы с большой буквы, настоящие таланты, любимые им. Месяц Васильев нас дрессировал, а когда уезжал, давал задание балетмейстеру Косте Заклинскому, выдающемуся танцовщику в прошлом, и уже Костя нас муштровал на паркете.

Мне предстояло проехать в кадре на лошади в роли короля Дании. Честно скажу, я не легкомысленно отнесся к этому эпизоду, но у меня все не было времени пойти в конноспортивную школу. И, как назло, самая первая съемка – выезд короля. Так я впервые в жизни сел на лошадь. Конечно, сел как мешок с гвоздями, а лошадь оказалась не самой спокойной, норовистой. Трясся я на ней ужасно. Эльдар Александрович устроил мне разнос, причем публичный, в микрофон, в присутствии огромного количества людей. Монолог минут на 15. После такого в театре обычно аплодируют. Мне было очень стыдно. Разнося артиста, Эльдар Александрович меньше всего думал о званиях, титулах. Наверное, он был прав. Хотя я не ожидал. Тем более, по телефону мне сказали, что скакать на лошади не надо, надо только слезть с нее… Вернувшись в Питер, я пошел на учебу в конноспортивную школу.

Еще Рязанов требовал, чтобы я научился кататься на коньках – безукоризненно! Слава богу, у меня есть друзья в мире фигурного катания, они мне помогли, занимались со мной, как с ребенком.

Эльдар Александрович обладал тонким чувством юмора. У него бывали разные точки накала: и злился, и гневался, и взрывался (но быстро отходил), и сентиментальным становился… Любил, когда артист фантазирует. Сначала я об этом не знал и как собака смотрел ему в глаза. Но потом, когда прочитал в его взгляде: «Хватит смотреть, включай свою фантазию!», – я стал смелее, начал сочинять. А он уже смотрел, отбирал, оживлял…

Считаю, что съёмки у Рязанова – это мой настоящий счастливый билет. Уверен, что так считает каждый артист, встретивший в своей творческой жизни этого великого человека.

Светлана Мазурова
«Невский Театралъ», №1(24) январь 2016