www.s-migitsko.ru

Старый новый театр

Сергей Мигицко рассказывает о театре, который празднует юбилей

Санкт-Петербургскому Театру имени Ленсовета исполнилось 75 лет. Ведущий актер труппы, любимец петербургской публики, народный артист России Сергей Мигицко работает здесь 33 года. Гримируясь на роль севильского купца Иегуды в премьерном спектакле нового главного режиссера Гарольда Стрелкова "Испанская баллада" по роману Л. Фейхтвангера, один из самых веселых артистов-ленсоветовцев рассказывает о прошлом и настоящем легендарного театра.

– Театр Ленсовета – это прежде всего Игорь Владимиров. Конечно, здесь работали и другие достойные мастера, талантливые режиссеры и педагоги – Акимов, Вайсбрем, Сушкевич. Нельзя не преклоняться перед этими именами.
Владимиров – мой учитель. Человек огромного темперамента, высочайшего артистизма, невероятной энергетики, настоящий двигатель! Театр Ленсовета все время шел вперед. Где-то он, правда, делал остановки, "перекуры"… Располагая такими замечательными артистами, как Фрейндлих, Равикович, Петренко, Ледогоров, Солоницын, Улик, Каган, Дьячков, Барков, Никулина, Каменецкий (я боюсь сейчас кого-то забыть!), Владимиров набрал курс (мой курс), серьезно готовил нас четыре года, чтобы мы органично влились в эту прекрасную труппу. Здесь всегда ставилось много спектаклей, предпочтение было отдано комедии, любимому жанру нашего главного режиссера. Я не знаю, кто еще мог в Питере, да и, пожалуй, в Союзе, ставить комедию лучше, чем он. Но наряду с этим здесь были и такие великолепные спектакли, как "Ромео и Джульетта", "Таня", "Преступление и наказание", "Интервью в Буэнос-Айресе".

– Что еще вспоминается о Владимирове?

– Владимиров был самым благодарным зрителем. Особенно если ты воплощал на сцене его фантазии, то, что он просил, – тогда он просто сходил с ума! Плакал, хохотал, вертел своей огромной головой с этой гривой седых волос, превращаясь из мэтра в абсолютного ребенка, сидящего в песочнице. Если же ему не нравилось, он сидел мрачнее тучи… Мы играли на Владимирова! Потому что он очень точно держал атмосферу зала.
Я до 17 лет не знал, кто такой Владимиров. Ехал из Одессы в Ленинградский институт поступать к любому мастеру. И уже здесь мне сказали, что Владимиров набирает курс, который будет учиться при театре. Когда я впервые увидел своего будущего учителя в фойе института на Моховой, тут же всей душой влюбился как собака в хозяина. Интересно, что позже мы играли в спектакле "Собачье сердце": я – Шарикова, Игорь Петрович – профессора Преображенского.
Игорь Петрович был настоящим хозяином театра, его мотором. Он мог серьезно наказать артиста, а мог и щедро наградить. При всем своем очень непростом характере мог достойно оценить вклад в дело театра. Он приводил сюда много людей, был человеком влюбчивым, но и быстро разочаровывался, остывал, если артист на репетициях не подхватывал его идеи. С ним было интересно репетировать, нужно было очень сильно любить Владимирова, слушать и стараться понять. Кто не понимал, тот не вписывался в ансамбль, выпадал из него, уходил.

– Отсюда и выражение, которое легенда приписывает именно Владимирову: "актеры одной группы крови"…

– Мне кажется, что это залог студийности. То же самое могут сказать Петр Фоменко, Марк Захаров, Олег Табаков. Это люди, которые ценят ансамбль.

– При выдающемся режиссере у вас был театр-дом. Сегодня такое возможно?

– Сейчас это понятие немного изменилось. Действительно, при Владимирове была чудесная атмосфера. У нас на курсе были великолепные капустники. Мы по 20 часов находились в театре, спали мало, все время что-то придумывали, репетировали. И Владимиров страшно гордился тем, что есть курс с такой творческой инициативой. После нас это дело продолжили Светлана Письмиченко, Ирина Ракшина, Александр Блок, Александр Новиков – актеры с хорошим чувством юмора, фантазией. А сегодня молодежь, к сожалению, не подхватывает… Это укор нам или им, уж не знаю кому. Сейчас за кулисами не очень весело. Но не так все страшно (есть театры в России, где вообще тишина). Будем двигаться дальше. Мы задумали много интересного, очень хотим, чтобы новый сезон стал ярким. Может быть, он принесет новую волну и за кулисы.

– В 2006 году театр тяжело пережил смерть художественного руководителя Владислава Пази.

– Мы все скорбим, что он так неожиданно, преждевременно покинул нас. Владислав Борисович пришел в театр еще при Владимирове. Человек огромной театральной преданности, огромного театрального духа, тонкий, интеллигентнейший, он смог сохранить Театр Ленсовета. Он жил в нем! Приходил первым и уходил последним, смотрел все спектакли, примерял на себя не только наш театральный процесс, но еще и директорствовал, занимался хозяйственными вопросами. Он тщательно подбирал репертуар, делал ставку на хорошую драматургию. Не случайно именно Владислав Борисович открыл для нас замечательную пьесу Э.-Э. Шмитта "Фредерик, или Бульвар преступлений", которая и сегодня является визитной карточкой нашего театра.

– Меняются времена, режиссеры, зрители, репертуар. Вы не из актеров – вечных странников? Всю жизнь работаете в одном театре…

– Конечно, в театре бывают разные настроения, стрессы. Как и везде. Но мне нравится эта сцена, мои партнеры, здесь прекрасный ансамбль, который создавался годами. Никто не "пляшет в одиночку". Вот что мне дорого. Я тоже человек ансамбля. Успех целого мне всегда дороже, чем мой собственный. А если мне нужны новые впечатления, то я играю на стороне, в антрепризе. Но честно скажу, что пока нигде не увидел никаких преимуществ. В Театре Ленсовета мне все дорого. Здесь я всему научился, стал артистом, это моя пристань.

Светлана Мазурова
"Российская газета", 22.12.2008